ВНИМАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Независимая оценка пожарного риска

В Российской Федерации разработана концепция создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности (НОР). Концепция представляет собой систему взглядов на проблемы создания и развития системы НОР.

Независимая оценка пожарного риска или пожарный аудит проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска.

Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается МЧС России.

С принятием Федерального Закона от 22 июля 2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Постановления Правительства РФ от 07.04.09г. №304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» собственнику представляется выбор: либо его объект, как и раньше, останется под надзором пожарной охраны, либо он будет на договорной основе аудиторской организации.

В случае установления соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентахи нормативными документами по пожарной безопасности, путем проведения НОР, собственник получает Заключение о независимой оценке пожарного риска на срок не более 3 лет.

В соответствии с Техническим регламентом, каждый объект защиты (здание, сооружение, технологические установки, оборудование и т.п) должен иметь Систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска.

В ст.6 указанного закона определены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, при этом собственник объекта сам принимает решение о выполнении того или иного условия:

* в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

* в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Если собственник объекта, по каким-либо соображениям, не желает или не может выполнить предложенное мероприятие, например: монтаж дорогостоящей автоматической системы пожаротушения; увеличение ширины коридора или дверных проемов эвакуационных выходов и т.д., он может с помощью расчетов пожарного риска доказать что его объект находится в пожароопасном состоянии и привести в качестве доказательства те технические решения, которые он принял для достижения этого.

Таким образом, приводиться в действие механизм, при котором собственник, непосредственно заинтересован в приведении своего объекта в пожаробезопасное состояние и поддержании должного противопожарного режима.

Следует отметить, что оценка пожарного риска — это проведение соответствующих расчетов по специально утвержденным методикам, с помощью которых можно определить, соответствует или не соответствует риск тем значениям, которые установлены Техническим регламентом. Если на объекте выполняются все требования пожарной безопасности (своды правил, государственные стандарты и другие нормативные документы в области пожарной безопасности), то расчет по оценке пожарного риска не требуется. При этом расчеты по оценке пожарного риска могут входить в состав НОР.

В силу действующего Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 №644 объекты, получившие положительное заключение НОР не могут планироваться к проведению плановых проверок в течение срока действия НОР. При этом, планы поверок на предстоящий год органами ФГПН подаются в прокуратуру не позднее 1сентября и в случае представления заключения НОР после 1 сентября, то объектможет быть запланирован к проведению проверки.

Также, если объект запланирован к проведению проверки и непосредственноперед ней будет представлено заключение НОР, проверка будет проведена. Также при наличии НОР внеплановые проверки будут проведены.

Но, в случае наличия на объекте защиты расчетов пожарного риска (в том числе в составе НОР), инспекторами проверяются правильность принятых организацией, проводившей расчеты исходных данных и в случае правильного их применения проверяется выполнение на объекте требований Федерального закона от 22.08.2009 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил противопожарного режима, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012года №390.

Проводить НОР имеет право экспертные организации, аккредитованные в установленном порядке МЧС РФ и имеющие соответствующее свидетельство.

Информацию по вопросам, связанным с проведением независимой оценкой пожарного риска, можно получить в Отделе надзорной деятельности и профилактической работы по г.Дзержинск.

В чем заключаются преимущества независимой оценки пожарного риска?

* В случае принятия заключения независимой оценки пожарного риска плановые проверки в отношении таких объектов защиты не планируются до истечения срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска (по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения для объектов защиты, используемых организациями, осуществляющими деятельности в сфере образования, здравоохранения, предоставления социальных услуг с проживанием).

* Снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательства.

* Учет результатов оценки рисков при назначении сумм страховых сборов и их дифференциация в зависимости от уровня защищенности объекта.

* Снижение на предприятии финансовых рисков, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций и пожаров.

* Получение руководством (владельцем) объекта полной и объективной картины относительно уровня обеспечения безопасности на объекте.

* Определение приоритетных направлений финансирования создания (реконструкции, совершенствования) систем безопасности при большом количестве недостатков.

* Обеспечение прозрачности процедур осуществления надзорных функций, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности.

«Телефон доверия»: (831) 439-99-99 УНД и ПР ГУ МЧС России по Нижегородской области.

Добавлено:  29.05.2017 | 10:35

© Информационно-аналитическое сетевое издание «Известия Союза Торгово-промышленной палаты г. Дзержинска»

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-73314 от 20 июля 2018 года.

Адрес редакции: 606000, Нижегородская область, г. Дзержинск, пл. Дзержинского, д. 3, тел.: (8313) 25-65-02

Электронный адрес в сети Интернет: www.dztpp.ru, E-mail: redaktor@dztpp.ru. Главный редактор Орехова Н.А.