ИНТЕРВЬЮ

Вера Соловьева: «Потребителя надо обучать еще в школе»

Сегодня мы беседуем с Верой Соловьевой, человеком, очень известным не только в городе, но и в области. Сразу скажу, что мне повезло познакомиться с Верой Александровной еще много лет назад, и на протяжении долгого времени, работая в разных организациях на разных должностях, мы продолжали общаться, и каждый раз она поражала меня увлеченностью своим делом, желанием делиться своими знаниями, передавать опыт, и не только обучать других, но и самой постоянно совершенствоваться.

— Вера Александровна, Вы сегодня возглавляете Общественную организацию по защите прав потребителей города Дзержинска Нижегородской области. И действительно Ваша организация широко известно среди дзержинцев, но давайте вспомним, как все начиналось, и какое это было время.

— Время было, конечно, непростое. Менялась экономика – от государственного планирования страна переходила к рыночным отношениям. Появился свободный рынок, где царил хаос, хлынул поток некачественных товаров. Появилось много вопросов что делать, если приобретен некачественный товар. В то время еще не был принят Закон о защите прав потребителей, отсутствовал опыт работы в условиях свободных цен, в условиях перехода к рыночной экономике отсутствовал и механизм взаимоотношений — продавец – покупатель. И тогда по инициативе Юрия Вячеславовича Герлецкого (в те годы депутата городского совета Дзержинска) 23 ноября 1990 года было создано Общество по защите прав потребителей. За основу был взят опыт города Ленинграда, там такое же общество возглавлял на тот момент Анатолий Собчак. Наше общество по защите прав потребителей работало активно, мы проводили проверки, Акты направлялись в СЭС, Госторгинспекцию, Административную комиссию, для принятия административных мер. Почти все проводимые Обществом мероприятия: проверки, рейды «Горячие линии» Комиссии по разрешению конфликтных ситуаций и другие были совместно со СМИ. Еженедельно по четвергам по городскому радио в эфир выходила тематическая передача по повышению потребительской грамотности. В 1992 году вышел Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», и в Администрации города Дзержинска был создан отдел по защите прав потребителей, который возглавил Юрий Вячеславович Герлецкий. Он тогда одновременно был и председателем Общественной организации, тогда это было возможно.

Между тем рыночные отношения продолжали развиваться, расширяться, требовались новые знания. И как только в 1994 году в Дзержинске была создана Торгово-промышленная палата, мы стали активно сотрудничать по сертификации продукции, товароведческой экспертизе, юридическим вопросам, регулярно обучали предпринимателей. Роль Палаты здесь просто неоценима. И сейчас я благодарна руководителю, президенту ТПП Дзержинска Елене Разумовской, что она не только сохранила традиции, но и привнесла новое в наше взаимодействие. Мы проводим на площадке ТПП совместные мероприятия, консультации, обучаем не только предпринимателей, но и продавцов соблюдению требований технических регламентов и других нормативно-правовых документов. Предприниматели, продавцы и я лично благодарны ТПП г.Дзержинска за предоставление площадки для проведения таких обучений.

 — Да, предприниматель сегодня готов получать знания, быть профессионалом своего дела. Но часто на обучение им просто не хватает времени.

Конечно, у предпринимателя мало свободного времени. Но совсем недавно я была свидетелем того, что предприниматели, даже из самых дальних районов области нашли время приехать в Нижний Новгород на двухдневные семинары по защите прав потребителей, которые мне поручило провести Министерство промышленности, предпринимательства и торговли, а также Роспотребнадзор по Нижегородской области. В феврале 2019 года утверждена и действует Программа «Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области», координатором которой является Минпромторг области. В рамках этой программы и было организовано обучение специалистов органов МСУ и хозяйствующих субъектов. Всего таких семинаров было проведено 16. Я видела, какой неподдельный интерес у слушателей вызывает информация по соблюдению законодательства по защите прав потребителей. Считаю, что предприниматели должны направлять на обучение и своих продавцов, ведь продавец – зеркало прилавка. Все общение начинается с продавца, обладая знаниями, можно избежать многих проблем и конфликтных ситуаций.

— У нас в Дзержинске, я знаю, Вы очень активно работали со школами, это обучение продолжается?

Конечно. Одним из приоритетных направлений нашего Общества является развитие и совершенствование потребительского образования, в том числе школьного и студенческого.

Изучение основ потребительских знаний в свое время вызвало много споров, но результат налицо: среди школьников и студентов Дзержинска оно востребовано и актуально. Ежегодно в городе с 1996 года проводятся городские конкурсы по основам потребительских знаний среди школьников в два этапа и среди студентов. Количество участников с каждым годом растет. Совместно с департаментом образования Администрации г.Дзержинска разработано Положение о проведении конкурса. В ноябре был проведен семинар с учителями по изменениям к Закону РФ «О защите прав потребителей», подготовлен для них методический материал, проведены практические игры и тесты.

25 декабря на базе опорной школы № 36 по потребительскому образованию состоялся первый этап городского конкурса – тестирование. Второй этап – в соответствии с положением определен в феврале 2020 года. Это один из сложных этапов – разрешение конфликтных ситуаций: совмещение теоретических знаний по защите прав потребителей с практикой. Ученики удивляют нас, членов комиссии, своими результатами и это, конечно, радует. Я убеждена в том, что потребителя надо воспитывать со школы. Уже с того момента, когда он самостоятельно сможет производить расчеты за покупку – он должен быть к этому подготовлен, а в случае возникновения конфликтной ситуации – разрешить ее самостоятельно.

Сейчас еще одно направление реализуется нами в просветительских целях. Это обучение ветеранов факультета «Серебряный возраст». Городская общественная организация ветеранов, реализуя этот проект, включила по просьбе ветеранов курс лекций и по защите прав потребителей. В ноябре более 45 человек с большим интересом прослушали уже 2 лекции, тем самым повысив свой образовательный уровень.

— Потребитель стал сегодня грамотнее или стало сложнее разбираться в тонкостях законодательства?

— Потребитель, конечно, стал грамотнее. Мы с Вами уже поговорили об учениках, студентах и даже пенсионерах, которые с большим интересом повышают свои потребительские знания. Кроме этого, все наши совместные мероприятия, проводимые с ТПП г.Дзержинска, Роспотребнадзором, Департаментом образования администрации города, естественно, повышают уровень потребительских знаний. Много информации потребитель получает и через интернет. Если раньше среди требований потребителей в основном были: неудовлетворительное качество товаров, услуг и нарушение сроков доставки, изготовления, то теперь, кроме этих требований, добавились требования по возмещению морального вреда, неустойки и штрафа в пользу потребителя за невыполнение его требований в добровольном порядке.

На Ваш вопрос: сложнее или проще стало разбираться в тонкостях законодательства, могу сказать, что механизм защиты потребителей не изменился: досудебная и судебная защита. Я сторонник досудебной защиты: своевременная и грамотно составленная претензия – залог успеха в разрешении конфликтной ситуации. И это у нас получается.

— Я знаю, что Вы недавно ездили в Москву на конференцию Союза потребителей России, где должны были рассматриваться изменения в Закон «О защите прав потребителей». Что предлагается изменить?

Одним из изменений, которое было предложено членами СПРФ, касалось дополнения в статью 3 Закона РФ «О защите прав потребителей» — право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей: обеспечить в школах потребительское образование, способствующее формированию установок и навыков здорового образа жизни, финансовой, товароведческой и правовой грамотности в том возрасте, когда это может быть наиболее эффективным. Для этого мы, члены СПРФ, считаем, что совсем необязательно требовать введения в школьные программы дополнительного предмета. На конференции было предложено кардинально улучшить исполнение судебных решений в пользу потребителей, снизить нагрузку потребительских исков на судебную систему, повысить качество юридических услуг и многое другое, о чем мы можем поговорить в следующем интервью.

 — Вера Александровна, я знаю, что вы бесконечно интересно можете рассказывать о своем деле, но давайте поговорим о Вас. Что Вы любите, чем занимаетесь в свободное время?

— У меня трое внуков: 2 девочки и мальчик. В детстве я хотела быть педагогом и иметь музыкальное образование. Я росла в большой и очень дружной семье, я – седьмой ребенок. И, конечно, у семьи не было возможности приобрести такой дорогой инструмент – пианино. А я так мечтала играть на нем, и иногда в соседнем детском саду я просилась поиграть на пианино, и мне разрешали. Я не знала нот, но мелодии у меня получались. И так получилось, что моя внучка Катенька в пять лет пошла в музыкальную школу, я часто занималась с ней, играла придуманную мною «Венгерку» другие песенки, моим внукам это очень нравилось. И, представляете, в пять с половиной лет Катя стала лауреатом Международного конкурса игры на синтезаторе. Двое других внуков Маша и Иван также учатся в музыкальной школе по классу синтезатора и баяна.. Вот так, через внуков и осуществилась моя мечта, музыка профессионально пришла в нашу семью. Еще я люблю свой сад, я живу загородом, и, в основном, развожу цветы, это доставляет мне радость и большое удовольствие. Конечно, у меня не так много свободного времени, но если оно выпадает, то хожу в храм, читаю хорошую художественную литературу, а еще люблю разгадывать судоку. И, безусловно, я постоянно отслеживаю все новости и изменения, касающиеся потребительских знаний.

— Желаю Вам и в дальнейшем так активно продолжать жить и спасибо за беседу.

Добавлено:  04.02.2020 | 13:26

© Информационно-аналитическое сетевое издание «Известия Союза Торгово-промышленной палаты г. Дзержинска»

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-73314 от 20 июля 2018 года.

Адрес редакции: 606000, Нижегородская область, г. Дзержинск, пл. Дзержинского, д. 3, тел.: (8313) 25-65-02

Электронный адрес в сети Интернет: www.dztpp.ru, E-mail: redaktor@dztpp.ru. Главный редактор Орехова Н.А.